Панорама традиционного мышления

Хорхе Фуентес

3 февраля 2000 г.

Для начала мы должны определить, что является традиционным мышлением: это Западная рациональная диалектика, выражающая чистую метафизику и её характеристики, присущие Бытию, а также времени и пространству.

Рене Генон (1886-1951) первым на Западе (начиная с 1921 г.) выразил традиционное мышление в своих книгах. Если Генон был первым «философом» Традиции, то Мирча Элиаде (1907-1986), был, пожалуй, первым в деле «научного» изложения Предания без его искажения. Но в этой статье мы не станем касаться «науки», ограничившись только «философией» [1].

Школа Генона

Поэтому начнём с Генона, влияние которого выходит далеко за пределы собственной школы, но велико и в школах Эволы и Шуона. Генон родился и жил во Франции (1886-1930), а впоследствии – и до конца жизни – в Египте (1930-1951) как благочестивый мусульманин и суфий. Сердце его работы состоит из ряда строго метафизических трудов: «Человек с точки зрения Веданты» (1931), «Символика креста» (1939), «Множественные состояния бытия» (1932) и «Метафизика Востока» (1939). Без преувеличения можно сказать, что чтение и размышление важны для каждого, кто интересуется миром Традиции во всех его проявлениях.

Но если обозначенные выше работы единодушно принимаются традиционалистами, то есть и труды, порождающие полемику, например: «Заметки об инициации» (1946) и «Эзотеризм христианства» (1954). В первой работе Генон утверждает, что единственной организацией, сохранившейся на Западе, несущей подлинный характер Посвящения, является Франкомасонство. Во второй работе он утверждает, что христианство, изначально представлявшее собой аутентичную инициатическую организацию, всё утратило и к IV веку н.э. приняло сугубо экзотерический характер. В связи с этим, Генон рекомендует западным людям быть внешне христианами (и католиками), а эзотерически – масонами.

Генон не возглавил эзотерической организации и не дал технических рекомендаций методического порядка, его работа имела характер исключительно теоретический. Среди его самых известных последователей отметим мусульманских суфиев Мишеля Вальсана, Жана Рейора, Роджера Маридорта и Джованни Понте, масонов Жана Торнияка, Дениса Романа и Федерико Гонсалеса, а так же индуиста Ананду Кумарасвами.

Но работа Генона повлияла, как мы уже отметили, не только на генониан, но и на двух крупных мыслителей-традиционалистов, создавших свои собственные школы: Юлиуса Эволу и Фритьофа Шуона.

Школа Эволы

Юлиус Эвола (1898-1974) всю жизнь провёл в Италии и посвятил себя работе, с 1931 года раскрывая в своих трудах характер чистой Традиции, особо подчёркивая активный её аспект, в отличие от Генона, преимущественно теоретизирующего. Эвола изучал не только чистую метафизику, но и её проявление в истории, что мастерски выражено в его работе «Восстание против современного мира» (1934), вопросам актуальной политики посвящена его книга «Люди и руины» (1953). Для тех же, кто не имеет политического призвания, и не верит в действенность политики во время Кали-юги, век разложения и распада, он написал несколько работ, среди которых «Метафизика пола» (1958) и «Оседлать тигра» (1961).

Последняя работа – поистине шедевр, где Эвола вступил в полемику с традиционалистами школ Генона и Шуона, утверждая, что для человека Запада путь к аутентичной инициации практически закрыт. Необратимое разложение, влияние христианства и масонства, утрата инициации, подобной Восточной, оставляет западному человекy только один выход: «оседлать тигра».

Это означает, что личность, не связанная какой-либо традиционной структурой, но приверженная принципам Традиции, и для которой нет поддержки вовне, принимает опасные яды нашего времени (секс, наркотики, музыка и т.д.), преобразует их в духовные средства с целью укротить тигра современного мира. Эвола придерживался этого пути, и можно сказать, что он всю жизнь восседал на тигре и не упал [2].

Среди его самых известных последователей Джанфранко де Туррис, Ренато дель Понте, Эрнесто Мила и Маркос Гио.

Школа Шуона

Фритьоф Шуон (1907-1998), урождённый швейцарец, жил, в том числе, во Франции и в Соединённых Штатах Америки, где и скончался. В 1932 году прошёл инициацию у шейха Алави, одного из крупнейших суфийских духовных учителей XX века. В 1948 году произошло два важных события: он стал шейхом (духовным учителем) и принял имя Иса (Иисус) и написал статью «Тайны христианства» для французского журнала традиционного толка Etudes Traditionalles, чем окончательно разорвал с Геноном.

В этой статье Шуон выразил мысль, что таинства католицизма не утратили своей инициатической природы, поэтому католики совсем не должны прибегать к масонству с целью Посвящения, что вносит раскол во всё традиционалистское движение.

Другой аспект, выделяющий Шуона, заключается в том, что, согласно ему, мораль и красота имеет эзотерическое измерение, тогда как Генон считал их принадлежащими к экзотерической стороне Традиции.

Несмотря на имеющиеся разногласия, необходимо признать, что положений, объединяющих Генона и Шуона, гораздо больше, чем различающих.

Из обширного списка его работ можно выделить «De l’unité transcendante des religions» (1948) и «Perspectives spirituelles et faits humains» (1953).

Среди его последователей можно выделить: мусульманских суфиев, таких как Титус Буркхардт, Хоссейн Наср Сейед и Мартин Лингс; христиан Рама Кумарасвами, Хьюстона Смита и Жана Хани; буддиста Марка Палли.

Школа Корбина

Эта школа развивалась в стороне от работ Генона, хотя и имела схожие с ними идеи. Её основателем был француз Анри Корбен (1903-1978). Он был исследователем доисламского и исламского Ирана. Его большой вклад заключается в том, что он продемонстрировал важность личностного аспекта Божественного в иранском мире: у каждого человека есть небесный двойник – ангел, – с которым он сольётся, если будет верен в этой жизни. Он также подчеркнул важность имагинального мира, мира промежуточного, в котором сходятся божественный и земной миры.

Его главная работа – книга «Иранский ислам: духовные и философские аспекты» (1971-1973).

Среди последователей Кобрина следует отметить Жильбера Дюрана, Мари Мадлен Дэви, Антуана Февра и Кристиана Жамбе.


В заключение отметим, что, возможно, иной читатель, увидев так много различий, может почувствовать уныние и замешательство, но, на наш взгляд, именно это свидетельствует о жизнеспособности, которая позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее Традиции в мире. Но нет сомнений в том, что текущий космический цикл должен завершиться.

Примечания

[1] Философия по форме, но не по существу, т.к. традиционное мышление направлено не на решение вопросов, как это делает фактическая философия, но на освящение их с разных точек зрения.

[2] В 1945 году ему было уготовано великое испытание: во время бомбардировки Вены советскими войсками, он был тяжело ранен, из-за чего на всю жизнь остался инвалидом.